Святой свет
Так называют православные греки огонь, который сходит в субботу перед Пасхой на гроб Господень. По Восточному обычаю умерших хоронили в небольших пещерах. Именно в такой пещере тело Христа пролежало три дня, а на третий – Он воскрес, как и обещал своим ученикам. Эта пещера, отделанная по внешнему периметру мрамором, находится внутри храма и называется Кувуклия, что переводится с греческого языка как опочивальня. Огонь сходит после того, как именно православный Патриарх заходит вовнутрь Кувуклии и молится там.
Был случай, когда представители других религий, подкупив хранителей гроба Господня, не допустили православных принимать огонь. И напрасно они потом его ждали – огонь не сходил. А перед закрытыми дверями храма стояли православные. Огонь рассек мраморную колонну, возле которой они находились. На этой колонне и сейчас осталась трещина, покрытая несмывающейся копотью. С тех пор право получения огня православными больше никем не оспаривается.
В этом году огонь сошел через пять минут, после того, как Патриарх Иерусалимский начал молиться на гробе Господнем. Это произошло очень быстро, а бывали годы, когда приходилось ждать по полчаса и больше
Это чудо, необъяснимое с научной точки зрения, мне удалось видеть собственными глазами. Самолет с группой паломников из Самары, в которую входили духовенство, представители силовых структур и бизнеса, в количестве пятидесяти человек приземлился в Израиле. Всем удалось накануне субботы побывать в храме Гроба Господня, приложиться к тому месту, где стоял крест с распятым Иисусом Христом и попасть в Кувуклию, несмотря на большое количество людей. В субботу же проникнуть в храм было достаточно сложно, поскольку он рассчитан на две тысячи человек, а находилось в нем около десяти тысяч. Многие паломники занимали места с вечера и стояли всю ночь в ожидании чуда. Можно представить, какая теснота была в храме.
От нашей группы только несколько человек получили пропуска и начали продвижение вовнутрь храма. Пришлось преодолевать тесноту. Израильская полиция перекрывала ходы во избежание давки, которой впрочем, все равно невозможно было предотвратить.
Мы попали в храм и встали недалеко от Кувуклии. Рядом находились люди, говорящие на разных языках – греческом, сербском, английском, арабском. Но всех объединяла вера во Христа. В тесноте, жаре, а температура на улице была +28°, все ждали начала службы почти четыре часа. Полицейские ставили турникеты и, таким образом, делали коридоры, по которым проходили православные арабы и Патриарх, возглавляющий крестный ход.
Именно с появлением православных арабов произошло некоторое оживление. Начало твориться то, чего в русских храмах никогда не бывает. Сидя друг на друге, (даже в три «этажа») арабы выкрикивали на своем языке что-то вроде речевок, смысл которых заключался в том, что наша вера православная – самая лучшая. Те, кто шли за выкрикивающим, с воодушевлением дружно дополняли его слова. Все это сопровождалось ритмичным барабанным стуком и свистом. Горячая южная кровь таким образом заставляла их выражать свою радость по поводу грядущего события.
И вот Иерусалимский Патриарх Феофил зашел в Кувуклию. Еще с вечера всюду были погашены лампады. Напряжение в толпе было колоссальное.
И ожидание, продлившееся так долго, было оправдано. Стали появляться всполохи огня, которые все видели по-разному. Разговаривая потом с очевидцами, выяснялось, что одни видели как бы невещественные эфирные шарики, другие – молнии. Патриарх передал из Кувуклии горящие свечи, и огонь стал быстро распространяться по храму. Как только он был получен, по храму пронесся радостный гул, и сразу зазвонили колокола.
Горящее море было вокруг. Люди зажигали пучки свечей из тридцати трех штук, держали ладони над ними, «умывались» огнем, от которого не горели волосы, а только свечи. Невозможно описать состояние, которое испытываешь в те моменты - невыразимое ликование, радость, любовь ко всему миру, ради которого воскрес Христос!
И никогда не было от этого огня пожара. Известен случай, когда одна монахиня прожгла свою одежду – мантию, а когда вернулась к себе и хотела зашить, то нигде не нашла прожженной дыры.
Получив благодатный огонь, наша группа попыталась как можно скорее пробраться к автобусу – нужно было доставить огонь в Самару к пасхальному богослужению.
Священник Роман Державин, возглавлявший группу, привез огонь и на Сергиевскую землю. Пасхальный крестный ход вокруг нероновского храма прошел уже с благодатным огнем. В Нероновку за огнем приехали из других храмов – из Сургута, Суходола, Альметьевска.
Сейчас каждый желающий имеет возможность прикоснуться к огню, который имеет божественное происхождение, привезти его в свой дом, чтобы освятить его.
Поездка стала продолжением традиции, заложенной в прошедшем году. Это стало возможным только благодаря благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия и волевого решения Губернатора Самарской области Владимира Владимировича Артякова. Его решение стало определяющим в организации паломничества.
Лия Державина