Итоги социально-экономического развития района за 2007 год
На прошедшей неделе в зале администрации с докладом об итогах социально-экономического развития района за 2007 год выступил заместитель Главы муниципального района Сергиевский Алексей Веселов, который согласился побеседовать с журналистами районных СМИ.
-Алексей Александрович, как вы оцениваете итоги социально-экономического развития района за 2007 год?
Анализ итогов развития района в 2007 году не дает нам возможности оценить прошедший год однозначно позитивно. Его особенностью стала разнонаправленность различных сфер. Целый ряд секторов экономики и социальной сферы имели устойчивый рост, другие виды деятельности, напротив, – отрицательную динамику. Поэтому говорить о том, что все замечательно не приходиться. Есть проблемные направления, над которыми нам предстоит работать для достижения лучших показателей и результатов.
- Все познается в сравнении, поэтому интересно узнать, как наш район выглядит на фоне других муниципалитетов области в плане социально-экономического развития, и как меняются наши позиции на протяжении последних лет?
Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области ежегодно составляется рейтинг муниципалитетов области. Эти данные позволяют объективно оценить эффективность работы по направлениям и провести сравнительный анализ.
Есть данные
Место муниципального района Сергиевский в рейтинге муниципалитетов Самарской области по отдельным показателям*
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
Отгружено товаров собственного производства на душу населения,(руб.) |
9 |
2 |
3 |
Среднемесячная заработная плата (руб) |
3 |
4 |
3 |
Бюджетная обеспеченность за счет налоговых и неналоговых доходов (руб/чел) |
3 |
2 |
6 |
Бюдж. Обеспеченность с учетом безвозмездных перечислений (руб/чел) |
8 |
4 |
2 |
Естественный прирост на 1000 чел. населения |
|
10 |
3 |
Уровень безработицы (%) |
17 |
15 |
12 |
Производство зерна (тыс. тн.) |
11 |
15 |
9 |
Урожайность зерновых культур в с/х предприятиях (ц/га) |
16 |
19 |
5 |
Надоено молока на 1 корову в с/х предприятиях (кг) |
24 |
18 |
15 |
*По данным министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области
Положительная динамика наблюдается по объему отгруженных товаров собственного производства – с девятого места в 2005 году до вхождения в тройку лидеров. По бюджетной обеспеченности с учетом безвозмездных поступлений с 8 места в 2005 году на 2 место в 2007 году. Так же наблюдается положительная динамика естественного прироста населения. По урожайности зерновых культур в сельскохозяйственных предприятиях мы вошли в первую пятерку с показателем 19,7 ц/га.
Стабильностью отличается показатель среднемесячной заработной платы. По этому показателю наш район на протяжении трех лет занимает лидирующие позиции в области.
Вместе с тем, бюджетная обеспеченность за счет налоговых и неналоговых доходов сменила позиции с третьего на шестое место.
На основании данных министерства экономического развития, инвестиций и торговли в 2005 году Сергиевский район в рейтинге социально-экономического развития муниципальных районов занимал 17 место. За два года нам удалось переместиться в десятку лидеров рейтинга среди сельских районов области.
-Одним из наиболее важных показателей, характеризующих развитие экономики района – является инвестиции в основной капитал. Каковы результаты прошедшего года?
За 9 месяцев 2007 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил – 642,181 млн.рублей. Темп роста инвестиций за девять месяцев 2007 года составил более 15% к уровню аналогичного периода 2006 года.
В прошедшем году наблюдался рост объема инвестиций по следующим видам деятельности: «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», «производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», «образование», «здравоохранение и оказание социальных услуг».
При этом наблюдаются тенденции снижения объема инвестиций на 37% по виду деятельности «Транспорт и связь».
С каждым годом растет зависимость местного бюджета от безвозмездных поступлений из области и федерации. Мы ведем активную работу по привлечению средств из разных уровней бюджета.
В 2007 году в район поступило 97,4 млн. руб. федеральных средств, что в четыре раза превышает средне-областной показатель (23,8 млн.рублей. на муниципалитет) и на 84% выше уровня прошлого года. Объем областных средств составил - 477,17 млн. руб. На объекты капитального строительства было направлено – 269,7млн. руб. Сергиевский район хорошо выглядит на фоне других муниципалитетов по этому показателю.
-Каким образом были распределены поступившие средства?
Я бы отметил несколько направлений. Прежде всего, это объекты жилищно-коммунального хозяйства: капитальный ремонт инженерных сетей МУП ЖКХ, реконструкция и перевод на автономное отопление объектов жилья и соцкультбыта п. Кутузовский, два тепловых центра в п. Суходол. Продолжаются работы на объектах строительства Сергиевского группового водопровода (II очередь) и реконструкции канализационно-очистных сооружений (Сургут, Суходол, Сергиевск).
Средства были направлены на такие важные направления как образование, здравоохранение, культура. Более 30 млн.рублей – привлечены на благоустройство района.
Сергиевский район второй год подряд становится победителем областного конкурса «Самое благоустроенное муниципальное образование», тем самым привлекает дополнительные средства на благоустройство.
-Какую отрасль, в плане привлечения инвестиций, можно назвать лидирующей?
Конечно же, жилищное строительство. Привлечено более 258 млн. руб. Это связано, прежде всего, с реализацией национальных проектов и программ, направленных на улучшение жилищных условий граждан.
Наш район стал победителем и единственным участником, из сельских районов, федерального конкурса «Обеспечение дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной застройки» с проектом по поселку Суходол и Сургут.
Активно продолжаются работы по реализации программы «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда». Разработана проектно-сметная документация на строительство жилых домов в п. Суходол и с. Сергиевск (39 и 40 одноквартирных жилых домов соответственно)
Во исполнение Соглашения о взаимодействии по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», заключенного в 2006г между администрацией Сергиевского района и министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области районом выполняются обязательства ввода жилья. Темпы роста ежегодно составляют 20%. И, если в 2005 году было введено 9408 кв.м., то в 2007 году - 13259кв.м. жилья.
Следует отметить, что в 2006 году 82 молодых семьи стали участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище».
За 2007 год 80 из них улучшили жилищные условия. Всего освоено за счет всех источников финансирования- 96,7% лимита денежных средств.
Участниками ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» стали: в 2005 году – 3 семьи, в 2006 году – 21 семья, в 2007 году – 20 семей, проживающих в сельской местности.
Работа в этом направлении будет продолжаться.
-Какое направление, на ваш взгляд, является самым проблемным?
Безусловно, одной из самых проблемных отраслей экономики нашего района остается сельское хозяйство. В данной отрасли наблюдается отрицательная динамика практически по всем показателям.
С каждым годом снижается количество посевных площадей. Если в 2005 году этот показатель был более
Однако, валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в Сергиевском районе составил по данным Самарастат 50880,5 тонн, что на 40,8% выше уровня 2006 года. В рейтинге муниципальных районов по данному показателю район поднялся с 15 в 2006 году на 9 место.
В производстве продукции растениеводства на территории района стабильно работает ГУП СО «Областная МТС», что подтверждается наибольшей урожайностью зерновых (29,7 ц/га) и объемом валового сбора зерна (34 тыс. тонн, или 67% от валового сбора по району).
Ситуация в животноводстве остается сложной. Продолжаются тенденции снижения численности поголовья КРС в хозяйствах всех категорий, в том числе численность коров. В отчетном периоде поголовье сократилось на 6,7%.
При замедлении темпов роста наблюдается увеличение численности поголовья свиней в хозяйствах всех категорий (на 14,8% -в 2007 году, на 27,1% -в 2006 году), что связано с ростом поголовья в хозяйствах населения и сельхозпредприятии ЗАО РО «Сельхозтехника».
В связи с сокращением поголовья коров за 2007г. валовой надой молока в сельхозпредприятиях уменьшился на 23,8 % и составил 4056 тонн.
-Впервые в 2007 году, в соответствии с требованием времени, принят бюджет района на 3 года. Как это отразилось на его качестве?
Основной финансовый документ района получил высокую оценку министерства управления финансами Самарской области. Требования законодательства заставили перейти на грамотное планирование, как доходов, так и расходов на долгосрочный период. В этом, я вижу, определенные преимущества.
Если же говорить об анализе бюджета района за прошедшие три года, произошел однозначный рост как доходной его части (на 33,1%), так соответственно и расходной (на 38,3%).
В структуре доходной части бюджета района 80% составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы-555,986 млн. руб. (в 2006г-64,7 %, в 2005 г- 50,3%).
Доля собственных доходов в 2007 году снизилась на 12,8%.
Структура собственных доходов за счет налоговых поступлений показывает устойчивую тенденцию роста налога на доходы физических лиц. Наблюдается стабильный рост единого налога на вмененный доход, госпошлин, а также земельного налога.
Структура расходов бюджета показывает тенденцию роста статей социальной направленности. При стабильно высоком уровне расходов на жилищно-коммунальное хозяйство наблюдается увеличение расходов на социальную политику (на 20%), здравоохранение и спорт (на 36%), культуру (28,7%), образование (на 20,8%).
-Сегодня мы с вами подвели итоги, а каковы планы на этот год?
Основными стратегическими задачами на 2008 год для нас станет дальнейшая реализация Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Безусловно, в своей работе мы должны быть ориентированы на работу с федеральными и областными программами
В текущем году предстоит решение значимых задач в агропромышленном комплексе. Главная задача – привлечение крупного инвестора.
Еще одним из перспективных направлений является работа по развитию малого и среднего бизнеса в соответствии с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства до 2015г»
В условиях проводимых реформ предстоит работа по оценке результативности деятельности не только органов местного самоуправления, но и всех отраслей и учреждений, и постепенный переход к системе бюджетирования ориентированного на результат.