Стимул для развития
Повышение эффективности муниципального управления и ответственности муниципальных органов власти всех уровней, предпринимательского сообщества и населения за конечные результаты развития своей территории — такова цель системы стимулирующих субсидий, введённой в 2013 году по инициативе губернатора Николая Меркушкина с 2013 года. Размер субсидий зависит от выполнения социально-экономических показателей, определённых отдельно для каждой территории. Так, в 2016 году для городских округов было установлено 9 показателей, для муниципальных районов – 15, для поселений – 7. Перечень и значения показателей, по согласованию с муниципалитетами, ежегодно утверждаются Правительством Самарской области.
В список критериев включены: объём промышленных товаров, произведенных в муниципалитете; темпы роста заработной платы; уровень безработицы; объём собственных доходов местного бюджета; уровень просроченной кредиторской задолженности; внебюджетные инвестиции и оборот розничной торговли. Кроме того, учитывается площадь введенного жилья, установка приборов учёта в жилом фонде. К этому перечню в муниципальных районах добавлен ряд сельскохозяйственных показателей: объем закупок молока и скота, поголовье коров и валовой сбор зерна. Достигнутые результаты по ряду показателей учитываются ежемесячно, по другим - ежеквартально и по итогам года.
Как сообщил заместитель главы района Алексей Чернов, по итогам 2016 года по району прогнозные значения выполнены на 100 % и более по 8 показателям. В их числе: валовой сбор зерна в весе после доработки (135,7%); поголовье коров (113,5%); объём закупок молока в хозяйствах всех категорий (106,6%); объём отгруженных товаров собственного производства, выполнение работ и услуг собственными силами (103,7%); объём закупок скота и птицы в хозяйствах всех категорий (103,4%); эффективность муниципального земельного контроля (101,8%); общая площадь введённого в эксплуатацию жилья с учётом ИЖС (101,2%); степень обеспеченности общедомовыми приборами учёта (101,1%).
В рамках допустимых отклонений (менее 10%) не выполнены прогнозные значения по показателям: производство молока во всех категориях хозяйств (99,4%); объём поступления в местный бюджет (консолидированный бюджет муниципального района) собственных доходов (98,9%); численность официально зарегистрированных безработных граждан (98,1%); темп роста среднемесячной номинальной заработной платы (по крупным и средним организациям, 98,0%); оборот розничной торговли (за 9 мес. 2016г., 94,4%).
Существенное невыполнение отмечено лишь по производству скота и птицы на убой (в живом весе) во всех категориях хозяйств (87%).
Что касается работы поселений, то достигнуть поставленных значений по всем 7 показателям не удалось ни одной территории. По одному показателю не выполнены плановые значения в Антоновке, Воротнем, Елшанке, Захаркино, Кандабулаке, Липовке. С двумя плановыми показателями не справились Верхняя Орлянка, Кутузовский, Сергиевск, с тремя — Калиновка, Кармало-Аделяково, Светлодольск, Серноводск, Чёрновка. Однако, за счет перевыполнения плановых значений других показателей, бюджеты поселений получили все запланированные денежные средства в размере 10,6 млн. рублей. Бюджет Сергиевского района получил из областной казны 25,2 млн. рублей.
«Стимулирующие субсидии используются на решение наиболее актуальных для муниципалитетов задач, на их развитие, - отметил Алексей Чернов. - В нашем районе, например,согласно Указам Президента России они потрачены на повышение заработной платы работников , культуры, дополнительного образования. Кроме того, часть средсв были направлены в сферу ЖКХ, отрасль сельского хозяйства, в поселениях – в основном, на оплату уличного освещения».
В 2017 году перечни социально-экономических показателей претерпели изменения. Для районов дополнительно были утверждены значения таких показателей, как: «Уровень задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах»; «Уровень задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства за ранее потребленные топливно-энергетические ресурсы»; «Собираемость имущественных налогов, зачисляемых в местный бюджет». Для сельских поселений оставлено 4 показателя, два из которых ежемесячные (объём отгруженных товаров собственного производства, выполнение работ и услуг собственными силами и объём поступления в местный бюджет собственных доходов) и два — ежеквартальные (оборот розничной торговли и поголовье коров). Алексей Чернов подчеркнул, что выполнить поставленные Правительством региона задачи, а значит и получить максимальный объём денежных средств на развитие территориии, можно только общими усилиям.